Велосипедная вилка — часть велосипеда, удерживающая переднее колесо и обеспечивающая возможность менять направление езды во время движения. Выполняется из различных материалов (сталь, алюминий, карбон, титан, магний). Вилки бывают амортизационные и неамортизационные (ригид – от англ. rigid — твёрдый).
На горные велосипеды в связи с особенностями катания почти всегда устанавливается амортизационная вилка. На шоссейные, городские, детские, или другие узкоспециализированные велосипеды (BMX, например) чаще устанавливается жёсткая (неамортизационная) вилка.
Из чего состоит велосипедная вилка
Составные части вилки показаны на рисунке вверху.
Шток — ось вилки, которая жёстко запрессована в корону вилки. Шток вставляется в рулевой стакан рамы велосипеда и прочно удерживается выносом сверху. Шток может быть стальным, алюминиевым или карбоновым.
Корона — деталь вилки, в которую (у однокоронных вилок) запрессован шток и обе ноги вилки(у двухкоронных верхняя корона надевается на шток под вынос и держит ноги). Корона производится из алюминия литьём, с последующей ковкой (все вилки среднего и высшего класса) или карбона (если шток тоже карбоновый).
“Ноги” (у жестких вилок — «перья») — части вилки трубчатого профиля, которые либо соединяются с осью колеса напрямую (у жёстких вилок), либо телескопически задвигаются внутрь конструкции штанов (у амортизационных вилок). В ногах амортизационных вилок частично располагаются: внешние регулировки вилки, пружины и демпферы.
“Штаны” — деталь амортизационной вилки, состоящая из двух «стаканов» трубчатого сечения, соединенных в большинстве случаев друг с другом гориллой в виде единой детали (не относится к вилкам перевернутого типа). Внутрь штанов задвигаются ноги вилки. Штаны производятся из дешевых алюминиевых сплавов (вилки низшего класса) и дорогих прочных алюминиевых сплавов (некоторые заказные вилки для хардкорного фрирайда); сплавов алюминия с магнием или многослойной конструкции из алюминиевых сплавов и карбона (некоторые вилки высшего класса вплоть до даунхильных). Большинство вилок имеет штаны из магниевого сплава с алюминием.
Дропауты — точки крепления колеса — обычно представляют собой единую деталь со штанами. Однако если штаны карбоновые, то дропауты могут быть изготовлены из алюминиевого сплава. Отдельные модели вилок имеют дропауты из нержавеющей стали, что снимает распространённую проблему коррозии магния в этом месте. Дропауты бывают открытые (под 9 мм ось) и закрытые (15 мм и 20 мм сквозные оси).
Основные геометрические размеры велосипедной вилки
Для всех вилок
Общая длина вилки. Оказывает влияние на геометрию велосипеда. При замене вилки (особенно амортизационной на жесткую) следует учитывать разность их длин. В общем случае, не рекомендуется ставить вилку с длиной, отличающейся более, чем на 20 мм, от рекомендуемой производителем.
Общий вылет вилки. Складывается из вылета короны и вылета дропаутов. Оказывает влияние на управляемость велосипеда — чем больше вылет, тем выше стабильность при движении по прямой, но хуже управляемость. Стандартное значение — около 45 мм для горных велосипедов и около 35 мм для гибридов.
Для амортизационных вилок
Ход вилки.
Чем больше ход, тем:
- более крупные препятствия может отрабатывать вилка
- тем большие удары может гасить вилка
- тем выше скорость может быть на трамплинах
- меньше возможности полететь через руль, так как передняя часть велосипеда выше задней
- удобное положение райдера при скоростных спусках со склона.
Чем меньше ход, тем:
- ниже центр тяжести велосипеда
- выше точность управления
- вилка меньше раскачивается при силовом педалировании
- лучше приспособлена для езды в гору
Считается, что чем ровнее дорога, тем меньше должен быть ход вилки.
Типичные значения хода, в зависимости от предполагаемого стиля езды, такие:
Гибриды: 50-70 мм.
Кросс-кантри: 80-100 мм.
Велотуризм, покатушки, приключенческие гонки: 80-120 мм.
Дёрт: 80-100 мм.
Марафоны/эндуро/трейл: 120—150 мм.
Фрирайд: 150—180 мм, однокоронные, двухкоронные, двухкоронные перевернутого типа вилки.
Даунхилл: 180—203 мм, двухкоронные вилки.
Хардкорный (жёсткий, сложный) фрирайд: 250—300 мм, двухкоронные вилки перевернутого типа.
Диаметр “ног” велосипедной вилки. Диаметр ног рассчитывается в зависимости от нагрузки вилки и влияет на ресурс направляющих подшипников скольжения, в которых движутся ноги вилки. Чем жёстче использование вилки, тем большая площадь соприкосновения ноги и направляющего подшипника требуется для уменьшения трения между ними и повышения их ресурса. Диаметр ног так же влияет на общий вес вилки и на торсионную жёсткость.
Значения диаметров ног для существующих велосипедных вилок:
28 мм — старые КК вилки, вилки низкого уровня,
30 мм — некоторые лёгкие КК вилки,
32 мм — вилки для КК и лёгкого экстрима (наиболее распространённый размер),
36-40 мм — распространённые вилки для даунхилла и фрирайда.
37-42 мм — хардкорный фрирайд
p.s. бывают и такие одноногие вилки. Это не фотошоп: