Правильная посадка на велосипеде

Очень сложно подобрать для себя правильную спортивную посадку. Здесь влияют следующие факторы: длина рамы, форма и высота седла, длина выноса, форма и высота руля, физиология и развитость мышечного каркаса спины.

В целом, существует два типа посадки: спортивная и прогулочная. Первая характеризуется более горизонтальным положением корпуса, лучшей аэродинамикой и большим КПД. Прогулочная посадка применяется при езде на прогулочных или детских велосипедах. На горном велосипеде прогулочная посадка мало применима, разве что в случаях, когда он используется вместо прогулочного.

Единственное, что нужно сказать о прогулочной посадке — седло должно быть более широким, иначе будет слишком сильно уставать точка опоры. При этом на руки практически не должно быть нагрузки.

Гораздо более сложным оказывается подобрать для себя правильную спортивную посадку. Здесь влияют следующие факторы: длина рамы, форма и высота седла, длина выноса, форма и высота руля, ваша физиология и развитость мышечного каркаса спины.

В правильных магазинах должен стоять специальный прибор, позволяющий варьировать все перечисленные параметры, кроме последнего, в весьма широких пределах. Однако неопытному человеку такой станок скорее всего будет мало полезен. Для начала следует наездить хотя бы несколько сотен километров, чтобы хоть приблизительно составить представление о том, как организм себя чувствует при той или иной посадке.

Рама

Длина рамы у большинства производителей напрямую связана с её общим размером. Для экстремального катания выбирается более низкая и короткая рама с лучшей управляемостью. Для продолжительного катания или спокойного туризма — наоборот, рама с более высокой ростовкой и длиннобазной с лучшей курсовой устойчивостью. Таким образом, если у велосипедиста нет очевидных диспропорций тела, то длиной рамы можно пренебречь и руководствоваться лишь её высотой.

Седло

Седло — первое, что нужно настраивать при подборе посадки. Изменение положения седла даже на несколько миллиметров влечёт большие изменения в ощущениях.

Высота

Высота седла настраивается под конкретный стиль езды: для простых поездок и кросс-кантри высота подбирается так, чтобы нога, стоящая пяткой на педали в нижнем её положении была практически выпрямлена — этим достигается наивысший КПД. Для даунхила седло опускается вниз, причём чем более агрессивный стиль спуска — тем ниже. Для триала и акробатики седло опускается максимально низко — оно здесь служит не для сидения, а для удержания равновесия и безопасности.

Чтобы правильно настроить высоту для обычного катания и кросс-кантри, используется следующий метод: нужно расставить ноги (без обуви) на ширину 15 см, измерить расстояние от пола до костей промежности, затем умножить получившееся значение на 0,833 (для шоссейных гонщиков данный коэффициент равен 1,09). Результатом будет высота верхнего края седла от оси каретки при длине шатунов 175 мм. Если в качестве педалей используются контактные, с неутопленными шипами, то нужно вычесть полученного размера ещё 3 мм.

Наклон

Наклон седла должен подбираться, исходя из анатомии. В идеале нужно подобрать такой наклон, при котором не возникает давления на мягкие ткани промежности, а только на седалищные кости таза. В большинстве случаев прямая часть седла ставится точно в горизонтальное положение. Слишком сильный наклон вперёд заставляет тратить лишние силы на удержание тела в седле, и в результате перегружаются и руки, и коленные суставы; слишком сильный наклон назад может повлечь слишком активное воздействие на ткани промежности во время поездки и вызвать боль.

Для даунхилла напротив — требуется выставить седлу наклон назад, чтобы облегчить сползание с него и вывешивание корпуса за седло при манёврах.

Смещение

Смещение седла назад или вперёд в креплении на подседельном штыре подбирается следующим образом (метод KOPS): нужно поставить ногу на педаль на 3 часа и добиться того, чтобы линия, проведённая вертикально вниз через центр коленного сустава (tibial tuberosity), прошла точно через ось педали. Чтобы повысить каденс нужно сместить седло от этого положения вперёд на 1 см. Чтобы увеличить мощность педалирования (например, для горных дорог) — сместить седло назад на 1−2 см.

Более простой, но неточный метод — прижать локоть к передней части седла. В таком положении от вытянутых пальцев до руля должно оставаться около 2,5 см.

Вынос

Точных формул определения длины и угла наклона выноса не существует. Можно лишь задать нужное направление для собственного эксперимента.

Вынос
Вынос

Длина

Длина выноса измеряется от оси рулевой трубы до оси центральной части руля. По-английски обозначается как reach. Обычно выносы делаются длиной 6−10 см, однако существуют выносы длиной и 1 см, и 14 см. Чем более длинный вынос, тем более горизонтальной будет посадка.

Длину выноса проще всего подобрать, пользуясь локтевой методикой. При правильно установленном седле нужно прижать локоть к передней части седла и вытянуть руку вперёд. У пожилых велосипедистов и для более спокойной прогулочной посадки кончики пальцев должны задевать за руль. Для более спортивной посадки, пальцы должны доставать примерно до середины выноса.

Вынос длиннее, чем 12 см говорит о том, что выбранная рама слишком короткая. Длинный вынос ухудшает управляемость, но при этом улучшает аэродинамику, короткий — наоборот. Женщинам, катающимся на мужских рамах, нужно выбирать вынос на 2−3 см короче.

Высота

Лучшим способом подобрать высоту выноса можно посоветовать использование регулируемого выноса. Для новичков сначала следует поставить вынос в самое низкое, но комфортное положение, и далее постепенно опускать его ниже, по мере привыкания тела к новым нагрузкам и положению. Практика показывает, что все новички поначалу предпочитают более вертикальную (прогулочную) посадку, что в целом для езды на горном велосипеде неправильно.

Слишком низко стоящий вынос улучшает аэродинамику, однако может привести к болям в спине.

Важно помнить, что нельзя пытаться компенсировать длину выноса положением седла.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Велосипедный сайт. Сайт про велосипеды