Манетка – это орган управления велосипедом, предназначенный для перевода цепи с одной звездочки на другую. Манетки устанавливаются на рулевой трубе или на раме, и соединяются с переключателем посредством троса. Манетки бывают разных видов, но сейчас на горных велосипедах в основном используются триггерные (Rapid-Fire) и револьверные (Grip-Shift). У триггерных манеток имеются два рычажка, которые переводят цепь на соседние звездочки в одном и в другом направлении, причем манетки среднего и высшего ценовых диапазонов могут переводить цепь сразу на несколько ступеней. Револьверные манетки имеют поворотную рукоятку, совмещенную с ручкой руля. Перевод цепи на другие звездочки осуществляется поворотом этой рукоятки на нужное количество позиций. Такие переключатели тоже позволяют переводить цепь сразу на несколько ступеней. Иногда манетки конструктивно объединяют с тормозными рукоятками. Естественно, манетки для переднего и заднего переключателей различные. Манетка заднего переключателя имеет 6-9 позиций, и ставится на правой стороне руля, а манетка переднего переключателя имеет 2 или 3 позиции, и ставиться с левой стороны.
Схема манетки SHIMANO DEORE XT (SL-M750) в виде файла PDF (890 kb)
Схема манетки SHIMANO DEORE (SL-M510) в виде файла PDF (280 kb)
Схема манетки/тормозных ручек SHIMANO DEORE (ST-M510-S/L) в виде файла PDF (190 kb)
Схема манетки SHIMANO ALTUS (SB-C055A) в виде файла PDF (280 kb)
Для снятия манетки надо сначала снять ручку руля и тормозную рукоятку.
Если стоит задача заменить манетку, то придется полностью снимать трос, идущий к переключателю.
После этого снятие манетки превращается в
тривиальную задачу – надо просто ослабить крепежный винт и снять манетку с рулевой трубы.
Установка манетки
Установка манетки – это тоже очень простая операция. При снятой ручке руля и тормозной рукоятке надо надеть манетку на нужное место рулевой трубы, и затянуть крепежный винт. Немного сложнее установить трос.