Все мы сталкивались с такой проблемой, что рано или поздно цепь растягивается и начинает проскакивать, не попадая по звёздам. Давайте сначала разберемся, почему так происходит с технической точки зрения.
Цепь — основной элемент трансмиссии, который больше всего подвержен износу. Её удлинение происходит в связи с тем, что пины или оси растачивают свои же посадочные места, на которых они сидят. В каждой цепи звеньев 108-116, растачиваются они все практически равномерно на доли миллиметра, в следствии чего цепь уже не может нормально ложиться на звезды кассеты. Дальше происходит подтачивание профиля зуба под новую длину цепи и посадку звеньев. Металл всё дальше стачивается и, в конечном итоге, цепь начинает «прыгать», срываться на следующий паз звезды. Конечно же, у каждого есть любимые, удобные звезды, и вот они умирают прежде всего.
Когда же менять цепь? Как износ действует на кассету и звезды системы?
При сильном износе удовольствие от катания будет …, но если ездить только в режиме «асфальт» размерено, без чрезмерного прикладывания рывкового усилия. Цепь будет изнашиваться, а заодно калечить звезды кассеты и систему. В принципе, можно постараться выжать на одной трансмиссии более 10 тыс. км, если ухаживать за ней. Но это крайне бюджетный вариант и не стоит этого делать.
Звезды системы способны прожить до 10 000 км.
Кассета нормально себя чувствует до 3000 — 6000 км.
Цепь «умирает» после
~1000-1500 км (как правило, но ресурс цепи бывает как заметно больше, так и заметно меньше).
Для того чтобы выкатать, грубо говоря, 10 000 км, вам нужно будет к примеру 18 раз поменять цепь каждые 500км, и каждая пройдёт 6 кругов замены. Из чего можно сделать вывод, что 3 цепи переживают ресурс звезд системы и полностью выкатывают ресурс кассеты.
Так как же нам теперь эту информацию использовать на практике?
В начале сезона покупаем 3 цепи, кассету, систему. Ставим всё это и начинаем катать. Далее события могут развиваться по нескольким сценариям, всё зависит от возможностей и наличия необходимых инструментов. Выкатывание цепи с фиксированным пробегом. Можно катать меняя цепь к примеру каждые 400-600 км, но тогда мы не сможем засечь влияние погодных условий и абразива.
Наверняка каждый догадается, что в мокрой, песчаной, или морозной среде износ трансмиссии будет больше. Чётко отследить износ в этих условиях не получится. Измерения цепи с помощью специального измерительного калибра. Берем специальный калибр и цепь измерять им. Калибр имеет 2 положения 0.75 мм и 1 мм растяжения. Используя данный метод, изначально тоже придётся катать по 400-600км пока не наступит растяжение 0.75, а дальше меряем растяжение
Измерения цепи с помощью штангенциркуля. Спорный способ, частично зависящий от цепи — это измерение с помощью штангенциркуля. Но для того, чтобы им воспользоваться, нужно выработать схему измерений, привыкнуть и регулярно замерять, чтобы увидеть разницу.
NB! Чем у вас длиннее штангенциркуль, тем точнее будут измерения.
К примеру, я пробовал предварительно выставлять губки штангенциркуля на 132 мм, вставить их в цепь, и раздвинуть. 132-132,7 мм почти новая цепь, 132.7-133.2 мм всё в порядке и можно катать, >133.2 мм цепь ещё будет ходить, но уже умирает, >134 мм цепь на грани смерти. Цепи предлагаю менять каждые 0.4 мм растяжения.
NB! Обязательно не забудьте измерить новую цепь перед началом эксплуатации. Ещё способ измерения: установить 119 мм на губках штангенциркуля. 119,7 до 120,3 мм то всё в порядке, можно спокойно катать. От 120,6 до 120,9 мм пошел процесс растяжения и подъедания зубьев кассеты. Больше 120,9, цепь придется менять вместе с кассетой.
Как уменьшить износ трансмиссии?
Единственный способ — это следить за состоянием цепи, а именно наличии смазки между пинами и роликами цепи. Вовремя смазывать и вовремя менять цепь. Брать цепи только проверенных производителей Shimano, SRAM, KMC, YBN, Campagnolo.
Немаловажная роль смазывания трансмиссии.
Смазывать желательно только специальной смазкой, так как она содержит в себе специальные присадки для работы трансмиссии велосипеда. На неё меньше липнет грязь и пыль. При катании в грязных условиях или песке смазывать цепь нужно гораздо чаще, чем при езде по асфальту. В дождливую погоду смазывать ещё чаще.
Нужно регулярно протирать цепь тряпкой, или использовать для чистки цепи специальную мойку для цепи.
Протирать звезды кассеты, системы и ролики заднего переключателя. Соблюдая выше указанные действия, вы продлите жизнь вашей трансмиссии на тысячи километров.