Городской велопрокат в Тайюане (Китай)

Когда дело касается городской инфраструктуры, китайцы демонстрируют очень системный и серьезный подход. Если строить дороги – то на 6 рядов со скоростными эстакадами посередине. Если модернизировать службу такси – так красивыми и удобными электромобилями, а цену сделать архидоступной для всех и каждого. Если устраивать муниципальный велопрокат, так… Ну дальше сами поймете.

Для того, чтобы взять оранжевый городской байк, нужно предварительно оформить специальную карточку. Она позволяет арендовать велосипед и подходит для поездок в автобусе. Стоимость оформления, что-то около 200-300 юаней (умножайте сами на 3.7, чтобы получить сумму в гривнах). Внесенные деньги становятся депозитом. Если карта больше не нужна, можно навестить офис муниципальной службы и сдать ее, получив обратно остаток наличными.

Первый час проката велосипеда – бесплатно, затем 1-2 юаня в час с какой-то зависимостью от продолжительности поездки. Автоматические пункты парковки и выдачи находятся чуть ли не каждые 500 метров поэтому вполне возможно кататься бесплатно, пересаживаясь каждый час.

Система парковки и контроля вполне стандартная для мировой практики. Прикладываешь карту – стойка разблокируется. Когда возвращаешь байк, нужно проследить, чтобы он встал корректно. Если фиксаторы не защелкнутся или забудешь приложить карту второй раз, и кто-то потом заберет велосипед – в конце месяца придет счет на 1500 юаней за утерю муниципальной собственности. Деньги идут на модернизацию прокатного парка. Так что, считай, потерял велосипед – подарил городу новый. Проверить правильность парковки легко – если робот сказал женским голосом длинную фразу с окончанием на “линь юань” или что-то другое на тему юаней – все по плану, можно расслабиться.

Внутри этого “паркомата” автоматические защелки, которые захватывают

два штифта встроенных в вилку. Не вынимая велосипед можно проверить тормоза, вращение педалей, отрегулировать седло.

В каждый велосипед встроен противоугонный замок с тросиком. Довольно часто вижу оранжевые велосипеды, пристегнутыми к заборам и столбам.

Общий вид оранжевой лошадки. Не идеал дизайна и эргономики, но для публичного байка вполне хорош. Полный унисекс, всегда один размер и прекрасный набор аксесуаров: крылья с хорошей степенью защиты, корзинка, манетка-звоночек на руле и ножка. Тормоза нужно проверять перед тем, как снимать велосипед с парковки. Часто они совсем нерабочие. С местным трафиком и манерой ездить это чревато легкой, но обременительной аварией. Задний тормоз слева, вероятно, чтобы было привычно после скутеров и мопедов.

Объективно, размер 17-18 дюймов. Седло подымается незначительно. Мне с моими 1.9м роста было не очень полезно. Немного спасает ситуацию комфортная вертикальная посадка. Можно снять вес с руля, откинуться назад и ехать расслабившись.

Тормозить нужно вдавливая обе ручки до упора, иначе просто слегка замедляешься. Тип тормозов я не знаю, к сожалению, но о стопкране или просто уверенном торможении речи не шло. Хотя, может быть, это моя удача выбрала полу-рабочие тормоза.

Байк и визуально и на практике очень прочный. Все что можно сделать толстым и массивным – таким сделано. Я немного увлекся в процессе, сделал пару дропов с бордюров, разгонялся стоя и перескакивал лежачих полийцеских на одной из улиц. Конечно, для таких пируэтов посадка не та, да и вес великоват. Но никакого ущерба мы с транспортным средством не понесли. Единственно, после одного из дропов, самостоятельно открылась парковочная подножка и попыталась стать якорем.

Рулевая очень разболтана, при любом усилии руль поворачивается чуть ли не до упора. Нужно вилять с осторожностью, чтобы не вывернуть колесо поперек движения и не совершить полет лицом на дорогу. Но перенос веса максимально назад и разгрузка переднего колеса решает проблему полностью. Думаю, китайцев бы удивили мои душевные терзания насчет несовершенства прокатного велосипеда. Едет и ладно.

Те же трубы в анфас. Обычный велосипед для трудового китайского народа.

Цепи нет, есть кардан, что очень практично. Прощайте съеденные трансмиссией брюки или пятна от масла на ногах и обуви. А также ничего не растягивается, не спадает и не припадает пылью. Правда шумит трансмиссия изрядно, но нам с ней в оркетстре не играть. Скорость одна. То, что я ошибочно принял за манетку переключения возле правой ручки, это штатный звуковой сигнал – крутишь, он звенит звоночком.

Передняя  втулка. Ничего не понимаю в железе отличном от обычного МТБшного, поэтому специалистам слово – что это и зачем?

Задняя втулка. Аналогично, совершенно мне не знакомая конструкция.

Красивый рогатый руль с интегрированной корзинкой. Приятное дополнение к конструкции. Один раз видел пожилого китайца, который вез не просто пучок, а целый сноп зеленых стеблей лука-порея. Да так, что на дорогу дядя смотрел через щелочку в массе сочной травы.

POV, как говорят буржуи. Или “вид из глаз” по нашему. Ручки с намеком на анатомические грипсы. Но из твердого пластика. Без перчаток мне не понравилось, скользко и бьет на неровностях. Для концовки тросика есть специальный кронштейн, но эта пакость из него выпрыгивает и болтается как-придется. Вынос на руле – диртовому велосипеду впору.

Любая крупная транспортная магистраль в городе оборудована двойным или одинарным дублером. По крайней полосе едут велосипедисты, скутеры и самые спешащие из автомобилистов. Соседняя полоса – для съезда с дороги и различного маневрирования. В пробку моментально заполняется машинами, водителям которых кажется, что так быстрее.

Движение по проезжей части дороги односторонее, но велосипедистам и скутеристам закон не писан. Переть “против шерсти” не рекомендуется, но и не возбраняется. Никто не остановит и даже слова не скажет. Максимум посигналят и обзовут обидным китайским словом, если совсем обнаглеть и мешать всем подряд.

Проезжая, обратил внимание на импровизированный киоск-веломастерскую, возле которой стояли два примечательных велосипеда. Уличные мастера здесь в порядке вещей: и камеру подклеят, и спицу натянут, и даже стиральную машину починят без лишней суеты.

На оранжевых велосипедах ездит очень много женщин. Никакого ограничения нет, никто не стесняется взять прокатный байк и спокойно поехать по делам. Китайские дамы так и шныряют по городу, лезут всем под колеса, поворачивают налево и совершают тысячу других грехов, за которые у нас перемывают все кости в “Анти-Фа-Фа” и в “разборе аварийных”…

Стоп-линия перекрестка за миг до зеленого сигнала светофора. Все напряглись как гонщеги на старте.

Обычное дело. Красивую сумочку на руль. И едет вся такая, а волосы назад =)

И даже на каблуках – тоже обычное дело. Это вам не женские велопарады устраивать. Вот попробуйте каждый день на работу при параде, да на велосипеде.

Главное правило китайского велосипедиста: нужно ехать нагло, но не спеша, так чтобы тебя все заранее видели.

Выбраться в центр перекрестка и ожидать там нужный светофор – в порядке вещей. Даже я научился. Раньше смотрел на китайцев, как и куда идут. Теперь в свою очередь китайцы хвостиком за мной дорогу переходят. Трафик сложный, но привыкаешь за 3-4 пеших прогулки. Главное, никто не спешит и не превышает скорость. Разогнаться водители позволяют своим авто только на эстакадах, где нет пешеходов, светофоров и малого транспорта.

Непроходимый затор из автомобилей – норма. Причем сбиваются в кучу настолько плотно, что не пролезть даже на шоссере.

Образец для подражания. Правда, лицо можно сделать попроще!

Если вам не нравится паблик байк, купите свой. Например синглспид или фикс. Даже на мой неискушенный взгляд – красивая машинка у парня. Причем это именно фикс, он скорость сбрасывал и тормозил характерными движениями педалей.

Вообще подобных односкоростных байков очень много. Город отностельно ровный, без сильных перепадов высоты. Поэтому, если не выбираться в горы за городом, одной передачи хватает с головой.

Вы мне поверите, если я скажу, что буддистский монах слез с фикса и начал что-то задвигать через громкоговоритель? Так и было, честное слово! Просто камера оказалась в чехле и момент парковки я позорно прощелкал. А потом еще машины носились – мешали снимать с увеличением.

Куда же в городе без любимого медведя!

Молодые китаянки носятся на велосипедах как угорелые в сревнении с другим населением. Конечно, по нашим меркам эти 14 км в час – ерунда. Особенно для тех, кто в состоянии среднюю 25 держать на МТБ. Но девушку в розовом я успел поймать в видоискатель чисто случайно – ехала быстро.

А вечером, когда начинает темнеть, по городу ездят автобусы и специально обученные люди собирают и увозят велосипеды на обслуживание и мойку. Поэтому процент поломанной техники днем исчезающе мал: максимум что я видел – спущенные шины или вылезшие из покрышки камеры.

Общее впечатление: очень положительное. До весны велосипед покупать не планирую. Если будет позволять китайская зима, стану пользоваться прокатным байком для мелких поездок и просто ради развлечения. А весной поглядим…

Источник – https://redanimatio.livejournal.com/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Велосипедный сайт. Сайт про велосипеды