Пожалуй, самый распространенный вопрос людей, которые хотели бы начать заниматься шоссейным велоспортом – это вопрос: “Реально ли купить велосипед менее чем за 500 условных?” Основной сложностью при ответе на данный вопрос является то, что в столице нашей Родины всего-то магазинов, торгующих шоссейниками как говорится раз, два и обчелся и велосипеды в них обычно для виду, что мол мы и шоссейниками торгуем, а продавцы в большинстве случаев ничего кроме слов “клинчера”, “Дюра-Эйс”, “ручки-автоматы” и выражений, что это очень хороший велосипед и рама на нем алюминиевая не знают. Зрелище грустное, но не все так плохо в нашем государстве. Если хорошенько поискать, то можно найти пару-тройку мест, где на заказ привезут нечто неплохое и за реальные деньги. Благо, что таких мест с каждым днем становится все больше и больше.
Пожалуй, самое выгодное – это купить бывший в употреблении аппарат с приличной рамой и колесами и использовать его в качестве “разгонного блока”, т.е. по мере выхода из строя деталей заменять их на новые. Но в этом случая необходимо быть предельно внимательными при покупке, а лучше попросить кого либо из знакомых, кто хорошо разбирается в велосипедах такого типа, в противном случае вы рискуете приобрести хороший с виду аппарат с поврежденной рамой или полностью изношенной навеской, которая разом рассыплется после 200-500 километров пробега. Но если вы все-таки решили сами выбрать себе велосипед, то ниже приведены несколько способов выявления скрытых неисправностей или подвоха.
Первый совет и самый главный. НИКОГДА НЕ ПОКУПАЙТЕ ВЕЛОСИПЕД ВСЛЕПУЮ ИЛИ У НЕИЗВЕСТНЫХ ВАМ ЛИЦ! НЕ КИДАЙТЕСЬ НА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТИПА: ВЕЛОСИПЕД ПРОБЕГ 30 КМ СОВСЕМ НОВЫЙ ЗА ПОЛЦЕНЫ!
ВСЕГДА ТЩАТЕЛЬНО ОСМОТРИТЕ ВЕЛОСИПЕД ПЕРЕД ПОКУПКОЙ!
Поиск последствий падений. Опасайтесь покупки велосипедов, продажа которых стала следствием их попадания в групповые падения на гонках ли просто после серьезных аварий. Выявить такие повреждения в большинстве случаев несложно: посмотрите внимательно на все выступающие детали велосипеда, в первую очередь на тормозные ручки и задний переключатель, а также на детали, которые могли при этом помяться, т.е. на раму и руль. Самым главным условием отсутствия повреждений несовместимых с покупкой является отсутствие вмятин и трещин на раме. Вмятины можно обнаружить либо посредством визуального осмотра лакокрасочного покрытия либо на ощупь. Трещины сложнее заметить, я бы рекомендовал слегка простучать всю раму при помощи ногтя на указательном пальце, кроме этого иногда их можно обнаружить во время пробного заезда (велосипед проявляет повышенную мягкость). Если что-то обнаружили, немедленно сообщите продавцу и потребуйте объяснений. Настоятельно не рекомендую покупать перекрашенные велосипеды, претендующие на принадлежность к известным брэндам (Colnago, Pinarello, Bianchi, Trek, Fondriest, Wilier и т.д.) вы рискуете попасть на подделку с наклейками, коих мне довелось видеть велиткое множество.
Определение степени износа оборудования. Для этого сначала посмотрите на оборудование в целом. Попробуйте нажать тормоза, переключить передачи, проверьте люфт колес, натяжение спиц (а так же их внешний вид, они не должны быть тусклыми, а должны блестеть хоть немного) и т.д. Кроме этого следует иметь ввиду, что не все оборудование изнашивается одинаково, так например, оборудование Campagnolo работает даже при критическом износе, а Shimano ломается быстрее, чем успевает сточиться (правда это не относиться к кассетам, которые изнашиваются примерно одинаково и все поломки обуславливаются износом). Не обращайте сильного внимания на износ протектора, т.к. это расходная деталь, если клинчера (трубки я бы вообще не рекомендовал для начинающих) новые – это хорошо, нет приготовьтесь к замене, все равно на наших дорогах вам придется менять клинчера раза 2-3 в сезон. Желательно осмотреть обода, прокрутив их, убедиться в отсутствии вмятин (последствий попаданий в ямы) которые исправить не представиться возможным, а ездить с помятым ободом крайне неприятно и небезопасно. Имейте также ввиду, что вам необходимо понимать, что группы Record и Dura-Ace изнашиваются быстро, в связи с тем, что при их выпуске фирмы не ориентировались на долговечность и износостойкость, а предавали все внимание снижению веса и надежности в новом состоянии, не рекомендую брать велосипеды старше 4 лет с такой навеской.
Визуальная оценка возраста велосипеда – задача не из легких. Кроме всего прочего, в отличии, например, от телевизоров, у велосипедов главным параметром является не тот возраст, который измеряется в годах, а тот который называется пробегом, т.е. не все велосипеды эксплуатировались одинаково: одни использовались только в хорошую погоду для поездок на 20-50 км с суммарным годовым километражем менее 3000 км, а на других люди каждый день проезжали по 100-150 километров на предельной скорости, при этом их пробег может достигать 15 000 – 25 000 километров в год (т.е. один год такой эксплуатации стоит пяти, а то и более тех что приведены ранее). В первую очередь, спросите у продавца возраст его товара, но как говориться, доверяй, но проверяй: иногда на велосипедных рамах ставят год их производства (обычно снизу каретки или не далеко от места крепления заднего переключателя). Но если его там и нет, то не расстраивайтесь: даже бы если он там и был, вполне возможно, что рама моложе своего оборудования и колес. Еще раз осмотрите все оборудование. Сильные потертости на шатунах свидейтельствуют о пробеге более 5000 км, стертость рисунка на резиновом покрытии тормозных ручек о пробеге не менее 4000 км, кассета обычно теряет товарный вид после 1000-2000 км, кроме этого, после 2-3 лет детали теряют свой изначальный блеск, попросту говоря тускнеют. Все, что перечислено до этого может свидетельствовать помимо возраста еще и о плохом уходе.
Еще несколько дельных советов. Хорошим знаком является точная регулировка велосипеда, затяжка всех деталей, настройка переключения и т.п., при плохой регулировке заметить неисправности заметить сложнее. Не советую брать велосипед с рамой из карбона, т.к. карбон не подлежит ремонту и правке. Нет ничего хорошего в покупке велосипеда с русской рамой (Старт-шоссе, Турист и т.п.), т.к. вам все равно придется ее менять на что-то нормальное в скором будущем. Я также не порекомендовал бы велосипед с оборудованием производства наших умельцев или которое не является стандартным. Перед покупкой желательно посоветоваться со знающими людьми, подробно описав им велосипед и все ваши наблюдения. Не кидайтесь на первое, что попадется под руку. Стоит иметь несколько вариантов и выбрать из них лучшее.
Если вы все-таки решили не рисковать с “бушной” техникой, то вот несколько советов, что выбрать из новый велосипедов.
Для покупки нового велосипеда стоит иметь не менее 600 у.е. денежных средств. Рама велосипеда должна быть алюминиевой или стальной, хороший магний, титан и тем более карбон за эти деньги вы не купите. Оборудование желательно брать не самой низкой группы, а хотя бы второй или комбинированной из нескольких по принципу цена-качество. На начальном этапе не стоит обращать внимание на вес, но все равно покупать велосипед тяжелее 11 кг не стоит.
Самое главное – это иметь ввиду, что целью вашего первого велосипеда является демонстрация его (и ваших) возможностей и служение вам рабочей лошадкой в первый год-два тренировок. Кроме этого, его цена должна позволить вам не боятся его сломать и, соответственно, убережет вас от излишне от бережливой (читать: не в полную силу) езды. Всегда помните – шоссейный велосипед – это не предмет для “понтов”, а спортивный снаряд!