Скорость велосипеда сильно варьируется и во многом зависит от того, кто крутит педали. Поэтому такое понятие, как «скорость велосипеда» — весьма и весьма относительное. Однако многие задаются вопросом, какую всё-таки максимальная скорость может развить данный вид транспорта при тех или иных определенных условиях.
Средняя скорость
Средняя скорость велосипедиста является исключительно индивидуальной чертой. Она зависит от многих различных факторов. На это влияет и физическая подготовка, и покрытие дороги, и погодные условия, а также техническое состояние самого велосипеда.
Немалую роль играет и установленный маршрут. Так, передвижение в городе будет отличаться от передвижения по шоссе или пересеченной сельской местности в виду большого количества различных препятствий и ограничений. На быстроту дорожного движения велосипедиста влияет атмосферное сопротивление, особенно при наличии сильного встречного ветра. Существенны и следующие факторы:
- Покрышки. Их действительная ширина и форма рисунка;
- Давление в шинах. Чем больше давление, тем проще катиться по твёрдой поверхности;
- Диаметр колеса. Чем больше диаметр, тем быстрее ехать. К тому же, на больших колёсах преодолевать малые неровности автомобильных дорог проще;
- Состояние велосипедных втулок, а также их качество. Изношенные или негодные втулки заставляют тратить больше сил при педалировании;
- Количество амортизаторов. Чем больше амортизаторов, тем трудней педалирование, так как амортизаторы пытаются сбалансировать толчки, котоыре идут при усилии на педалях. Если амортизаторов нет, как на шоссейных велосипедах, то педалирование идет с максимальной скорость;
- Масса самого велосипеда. На подъёме на лёгком велосипеде гораздо трудней ехать, на спуске тяжёлый велосипед даёт самую большую скорость.
Средняя скорость движения велосипеда при обычных обстоятельствах и с велосипедистом без особой физической подготовки составляет около 18−22 км/ч. Натренированный человек на ровной трассе может развить скорость до 30−40 км/ч. Проф. спортсмены, имеющие хорошую физическую подготовку и большой опыт гонок, на шоссейных велосипедах могут двигаться со скоростью свыше 50 км/ч.
Максимальная
Существует огромное множество поставленных рекордов скорости. Каждый из них достигнут при разных условиях и на разных моделях велосипедов. Самая высокая скорость была зафиксирована в 1995 году у голландского велосипедиста Фреда Ромпельберга и составляла 268 километров в час. Такое стало возможным лишь на специальном гоночном велосипеде, на котором в обычных условиях передвигаться принципиально невозможно. К тому же движение происходило за уникальным спортивным автомобилем в аэромешке для меньшего сопротивления воздуха следующему за ним велосипеду.
Другие рекорды были поставлены без специальной защиты от ветра, но, тем не менее, они также поражают простых обывателей. Веломобили с максимально легкой аэродинамической конструкцией рамы позволяют достигать скорости от 75 до 105 км/ч на ровной трассе.
Мировой рекорд по скоростному спуску составляет 212 км/ч. Он принадлежит французу Кристиану Тайллерферу, который произвёл спуск на специальном велосипеде с аэродинамической рамой, а также в спортивном костюме, позволяющем максимально сократить сопротивление атмосферного воздуха.
Скорость горного велосипеда
Скорость велосипеда во многом зависит от его типа. Горные велосипеды предназначены для экстремального вождения в условиях плохого покрытия или вовсе при отсутствии таковой, поэтому при конструировании таких моделей не ставится особый упор на достижение большой скорости. Также для обычного горного велосипеда играет важную роль поверхность, по которой он передвигается.
«Горные» шины достаточно широкие и имеют ярко выраженный рисунок, что не позволяет вырабатывать высокую скорость на ровных дорогах, однако если их поменять на твердые гладкие шины, это прибавит несколько лишних километров в час. На гравийке средняя скорость падает до 15−18 км/ч, а на сухом песке из-за сильной мягкости всей поверхности и того меньше.
Наибольшая зафиксированная максимальная скорость горного велосипеда составила 130 км/ч. Этот рекорд был успешно установлен французом Эриком Бароном, который совершил спуск со склонов вулкана.
Разные типы почвы также по-разному влияют на передвижение. Например, болотистая почва, насыщенная глиной, особенно в период после проливного дождя, значительно снижает скорость и особенно сильно увеличивает нагрузку и велосипедист движется на скорости около 5 км/ч, так как грязь липнет на шины и полностью забивает рисунок, что делает продвижение практически невозможным.
Есть горные велосипеды для скоростных спусков по пересечённой местности, так называемые Downhill. Несмотря на ямы, кочки и другие неровности подобного маршрута они могут разгоняться до 50 км/ч, что равносильно скорости велосипедистов, соревнующихся на пологих участках трассы.