Отдельного упоминания заслуживают проблемы, связанные с переключателями SRAM Type 2 (Type 2 – это не наименование модели переключателя, а обозначение целого поколения переключателей, работающих по определённому принципу). По своему опыту можем сказать, что проблемы чаще всего возникают с продукцией из первой партии семейства Type 2. Компания SRAM с того времени успела оптимизировать работу своих сборочных линий и повысить качество. Однако если вы являетесь обладателем одного из ранних переключателей SRAM Type 2, мы советуем вам обратиться к квалифицированному механику. Дело в том, что эти модели не предусматривают самостоятельный домашний ремонт своими руками, так уж они спроектированы (вы просто можете затянуть пару болтов с неверным моментом, и это приведёт к поломке переключателя).
Уровень сложности:
Средний – требуется велосипедный инструмент и смазочные материалы, а также понимание взаимодействия велосипедных компонентов.
Риски:
Средние – придётся работать с большим числом мелких деталей, которые легко потерять\повредить.
Приступим к работе!
Оси и эксцентрики
Эти компоненты зачастую первыми становятся в очередь источников скрипа, особенно у тех велосипедистов, кто часто снимает и затем устанавливает колёса на велосипед после перевозки в авто или общественном транспорте. Тут, как и в случае со многими другими велосипедными компонентами, важно не перетянуть, но при этом надёжно зафиксировать. В случае с эксцентриками всё немного проще, так как они не несут на себе такую существенную нагрузку как оси и не подвержены такому износу. Стоит отметить, что вилки с 15 мм осями становятся всё более распространёнными и завоевали большую популярность благодаря надёжности, простоте эксплуатации и высокой торсионной жёсткости.
Втулки
Как правило, если вы обнаружили повышенный износ на оси или эксцентрике это может означать, что не меньше изношена и втулка. В данном случае, чем проще – тем лучше. Более дорогие втулки, снабжённые переходниками для возможности использования осей различного диаметра, чаще становятся источником неприятных звуков. Даже самое незначительное движение этих переходников во втулке неминуемо приведёт к её повреждению. Одни из самых простых способов зафиксировать переходники о втулке – это посадить их на фиксатор резьбы. Этот способ срабатывает для большинства райдеров и при этом позволяет без проблем извлечь переходник в случае необходимости. Если же источником скрипов являются не они, то речь может зайти о полной разборке и смазке втулки. Для этого мы рекомендуем опять же обратиться к специалистам, чтобы не тратить лишних сил и нервов. Однако, если вы опытный механик, то можете попробовать справиться с неё своими силами, но прежде лучше внимательно почитать форумы на предмет «подводных камней» в этом деле.
Крепление заднего переключателя и дропауты
В процессе поиска источников скрипов эти компоненты зачастую обходят вниманием. И совершенно напрасно. При этом они подвергаются постоянно «обработке» грязью и пылью во время катания, что можем привести к серьёзному износу и как следствие – скрипам. Чтобы избавиться от неприятных звуков, вам придётся снять с велосипеда все компоненты, на которые пало подозрение, тщательно их промыть, обработать посадочные места фиксатором резьбы и собрать всё заново. Чтобы избавиться от взаимного движения компонентов при повторной сборке можно также использовать контр-шайбы. Напоминаем, что использование фиксатора резьбы в данном случае поможет избавить от взаимной подвижности деталей и при этом не доставит особенных проблем в случае, если переключатель или дропаут нужно будет опять снять. Однако вы можете использовать также другие варианты герметиков или клеев, но тут уже есть риск, что с последующей заменой детали в случае необходимости возникнут вопросы.
Не забывайте также регулярно проверять затяжку болтов и бонок, крепящих к раме дропауты и переключатель. Недостаточно или избыточно затянутый крепёжный элемент может привести к появлению нежелательных скрипов и даже поломке. Собственно, этот совет относится ко всем компонентам велосипеда.
Стандартная процедура обслуживания заднего переключателя
Она включает в себя очистку переключателя от пыли и грязи, проверку затяжки всех крепёжных болтов, а также смазку всех осей ращения. С первым двумя пунктам всё должно быть ясно, а вопрос смазки мы рассмотрим отдельно, так он может в значительной степени повлиять на последующее удовольствие от катания. В целом вы можете использовать стандартную велосипедную смазку (ту, что используете для цепи, либо силиконовые спреи). Важно проследить, чтобы смазка просочилась во все подвижные соединения в переключателе. Если бутыль с маслом довольно объёмная, то для подведения масла к желаемой точке можно использовать пластиковый хомут, как показано на фото выше, или даже зубочистку\спичку. При этом поломать голову придётся только владельцам переключателей соревновательного уровня, в которых использованы карбоновые детали, так как они хорошо взаимодействуют не со всеми смазками.
Подводя итоги можно сказать, что основными причинами возникновения скрипов в велосипеде являются не какие-то технические поломки или дефекты, а банальные недостаток ухода за двухколёсным транспортом. И с ними достаточно легко можно справиться на ранних стадиях подручными средствами: достаточно снять деталь, которая производит неприятный звук, промыть её и установить назад с дополнительной фиксацией.
Любите свой велосипед, и он ответит вам взаимностью!